Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения
Введите слово с картинки*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД БХАКТИ-ЙОГИ
20 Апреля
Суббота
2024 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Богиня Лакшми
Богиня Лакшми
Рожденная из лотоса
Супруга Вишну
Облик и атрибуты Богини
Рожденная из лотоса 
Супруга Вишну 
Облик и атрибуты Богини 
Мир Лакшми  
Основные проявления Лакшми 
Алакшми  
Лакшми как изначальная творческая сила 
Совершенства, которыми одаривает Лакшми 
Как заслужить расположение Богини Лакшми 
Лакшми как проявление божественной воли 
Призывание Лакшми и воссоединение с божественной волей 
Шри как один из аспектов Бхагавана 
Даршан Богини Лакшми 
Праздники почитания Лакшми

БОГИНЯ ЛАКШМИ


Мы обожаем высшую богиню мира Лакшми.

Она сверкает золотым сиянием Матери

и благословляет нас красотой золотого цветка

и чистотой золотого лотоса,

проливая солнечную энергию,

и усыновляя всех детей Вишну.

 

Рожденная из лотоса

Лакшми в переводе санскрита – «Добрый знак», «Счастье», «Красота», «Удача».

Богиня Лакшми (Шри, Камала, Падма) – «сияющая, благосклонная, прекрасная, дарящая счастье, благостная», рождается из золотого лотоса, поднявшегося над головой Нараяны.

Лакшми – богиня изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Она воплощение грации, красоты и обаяния. Ее приверженцы будут защищены от всех видов несчастий и нищеты.

Богиня Лакшми появляется из воды, ее символом является лотос. О ней говорится, что она любит лотосы, окружена ими, и что ее глаза подобны лотосам. Другое ее имя Камалатмика, Камала – лотосная богиня.

Лотос символизирует элемент воды, расцветающую жизнь и духовную жизнь. В космическом масштабе лотос олицетворяет все устройство Вселенной. Лотос – это совершенство, состояние чистоты, превосходящее материальный мир. Это символ духовного раскрытия. Он символизирует чистоту, совершенство, счастье. Раскрытие лотосов символизирует раскрытие Духовных центров – чакр и в особенности Анахата-чакры. Лотос растет на болотистых местах, и корни его находятся в грязи, но он вырастает и раскрывается чудесный цветок, который всегда незапятнан, сух и прекрасен. Лотос Лакшми говорит о духовной чистоте, силе и власти, об укоренении в материальной энергии, подобно тому, как лотос, растущий из грязи, сам всегда остается чистым, хотя он и напитывается от грязи.

Лакшми улыбается, и благожелательно настроена ко всем живым существам, даруя им покровительство, защиту, успех и счастье. Для всех живых существ она словно мать – благосклонная и любящая.

Богиня Лакшми приходит в материальный мир, ибо только она может даровать любовь, счастье и процветание. 

В «Вишну Пуранах» говорится, что Лотосоокая богиня родилась сидящая на лотосе из вод Молочного Океана во время его пахтания Богами и Асурами.

«98. Затем из вод, блистая красотой, поднялась, смущая помыслы, богиня Шри, она стояла в сияющем лотосе, в руках у нее был лотос.

99. Охваченные радостью великие риши славили ее гимном, Посвященным Шри, впереди (богини) были вишвадевы и пели Гандхарвы.

100. Перед ней, о брахман, танцевали гхритачи и сонмы апсар; Ганга и другие (священные)реки своими водами служили ей при омовении.

101. Небесные слоны, взяв кувшины с чистейшей водой, Омывали богиню, великую Правительницу всех миров.

102. (Бог), носящий образ молочного океана, дал ей гирлянду из неувядающих цветов, а Вишвакарман изготовил ей украшения для тела.

103. В одеждах, с небесной гирляндой, омытая, убранная украшениями, она на виду у всех богов прильнула к груди Хари».

«Вишну Пурана», гл.9

В нашей вселенной Лакшми приняла рождение у святого мудреца Бхригу и дочери Дакши, Кхьяти. Кхьяти родила необычайно красивую дочь. Она была так прекрасна, что казалась воплощением всех лучших качеств в этом мире. Ее назвали Лакшми. Поскольку сама богиня Лакшми воплотились, как дочь Бхригу; ее также стали называть Бхаргави. С самого детства Лакшми слышала о славе Господа Вишну, она росла, упоенно слушая рассказы о сиянии, величии и могуществе. 

Ее разум был заворожен образом Вишну, и, охваченная стремлением овладеть им как своим мужем, она начала выполнять самые суровые аскезы на берегу моря. Тысячу лет длились ее аскезы, и тогда царь полубогов Индра, очарованный ее красотой, явился перед ней в облике Вишну и сказал: «Я доволен твоей преданностью. Требуй любое благо, которого желаешь». Лакшми ответила: «Даруй мне милость увидеть тебя в истинной форме (вишварупа)». Не в силах выполнить ее просьбу, скрывающийся под чужим обликом, Индра удалился, пристыженный. 

Много других полубогов также сделали подобные попытки, но все они были разоблачены и изгнаны. И тогда сам Господь Вишну явился перед ней и спросил, какой милости она для себя требует. Лакшми ответила: «0 Бог богов, если Ты – действительно и воистину Господь Вишну, то явись мне в своей вишварупа форме, в своем истинном божественном образе». Вишну выполнил ее желание и раскрыл ей тайну, что на самом деле она является Его вечной спутницей и супругой. 


Супруга Вишну

Лакшми – супруга Вишну его Шакти. Она сопровождает Вишну во всех Его воплощениях, как Камала, когда Вишну явился как Вамана (карлик), как Дхарини, когда Вишну родился как Парашурама, как Сита, супруга Рамы. 

Вишну для нас олицетворяет воззрение и осознавание само по себе, непоколебимый ум, который оставляет «все как есть» и покоится в своей природе. Он – принцип сохранения мира и также является олицетворением царствования, поэтому его часто величают царем. Именно Вишну осуществляет баланс, равновесие и стабильность элементов во вселенной. Таким же образом царь – естественный ум – осуществляет баланс элементов в физическом теле, поскольку естественный ум воплощает торжество естественного состояния над всеми элементами.

Лакшми описывают как скромную жену. Там, где она присутствует, царская власть процветает, а где ее нет – царская власть слабеет и исчезает, поэтому она является воплощением царской власти. 

Она олицетворяет собой принцип активной интеграции сознания со всеми внешними восприятиями (сахаджья-спанду), принцип осознанности, благодаря генерации которого обнаруживается пустотность всех восприятий и их неотдельность от сознания.

Лакшми преданная, она скромная и любящая, она не гуляет далеко сама по себе без своего господина – осознанности. Лакшми всегда рядом с естественным состоянием (сахаджьей). Она подчинена своему господину и без него ничего не делает. Все ее действия – это служение. Она олицетворяет энергию, которая исходит из чистого ума, находящегося в присутствии, которая никогда не движется сама по себе. Поэтому ее изображают меньше ростом или массирующую стопы Вишну. Лакшми олицетворяет собой принцип служения энергии естественному уму.

«16. Вечна и непреходяща мать мира Шри, (супруга) Вишну. Как Вишну проникает повсюду, так и она, о высший из дваждырожденных.

17. Вишну – смысл (слова), она – его звучание, Хари – руководство, она – благое поведение, Вишну – вразумление, она – (о)сознание, он – дхарма, она – благоедеяние.

18. Вишну – творец, она – творение; Хари – Держатель земли, она – земля; Бхагаван – радость, а Лакшми – постоянная удовлетворенность, о Майтрея.

19. Шри – желание, а Бхагаван – любовь, он – жертвоприношение, она – жертвенный дар; богиня – приношение в жертву очищенного масла, Джанардана – (жертвенная) лепешка из молотого риса.

20. Лакшми, о отшельник, – храм для женщин, а Губитель Мадху – храм для мужей; Лакшми – (жертвенный) алтарь, Хари – столб, (к которому привязывают жертву); Шри – топливо, а Бхагаван – (трава) куша.

21. Бхагаван – воплощенная Самаведа, а Пребывающая в лотосе – ритм (стихов Самаведы), Лакшми – жертва богам, а Покровитель мира Васудева – (жертвенный огонь).

22. Бхагаван Гаури есть Шанкара, а Шри – (его супруга) Гаури; Кешава – солнце, о Майтрея, а Пребывающая в лотосе – его свет.

23. Вишну – сонм питаров, а Падме (их супруга) – жертва питарам, постоянная дарительница питания; Шри – небо, а Вишну, явленная сущность всего – широко раскинувшееся пространство.

24. Покровитель Шри – месяц, а Шри – его вечное сияние; Лакшми – опора мира, Хари – всюду проникающий воздух.

25. Говинда – океан, о дваждырожденный, а Пребывающая в лотосе – его берег; Губитель Мадху – предводитель богов (Индра), а Лакшми – (его супруга),воплощенная Индрани.

26. Держатель диска – Яма, а Пребывающая в лотосе – находящаяся перед ним (его супруга) Дхуморна; бог Повелитель Шри – сам Дханешвара (Владыка богатств), а Шри – (его супруга) Риддхи (Возрастание).

27. Лакшми – Гаури, о наделенный великой долей, Кешава – сам Варуна; Шри – войско богов. Хари – предводитель войска богов, его защитник.

28. Держащий в руке палицу – дух бытия, а Лакшми – энергия-шакти, о лучший из дваждырожденных, Лакшми есть каштха, он – нимеше; он – мухурта, она – кала.

29. Лакшми – лунный свет, а Хари (являющий собой) все и Правитель всего – светильник; мать мира Шри – лиана, Вишну – дерево, (вокруг которого) она обвивается.

30. Шри – ночь, а бог, Держатель диска и палицы – день; наделяющий дарами Вишну – жених, в Пребывающая между лотосов – невеста.

31. Исконный образ Бхагавана – реки (персонифицированные как мужчины), а исконный образ Шри – реки, (персонифицированные как женщины); лотосоокий – древко, а Пребывающая в лотосе – знамя.

32. Лакшми есть жажда (наслаждений), а Хозяин мира, высший Нараяна – (удовлетворение) вожделения, Лакшми и Говинда подобны наслаждению и (любовной) страсти, о знаток дхармы.

33. Но к чему много слов?! Короче говоря, Бхагаван Хари есть (все), что среди богов, животных, людей и прочих именуется мужчиной, а Лакшми – (все), что именуется женщиной. И, кроме них, о Майтрея, нет ничего иново».

«Вишну Пурана», гл.8

 

Облик и атрибуты Богини

Лакшми обычно изображается как богиня необыкновенной красоты, стоящая на лотосе и держащая лотос в каждой из двух рук. Возможно, поэтому ее называют также Падма или Камала. Она также украшена гирляндой из лотосов. О ее цвете говорится по-разному: как о темном, розовом, золотисто-желтом или белом.

Наиболее распространенными являются изображения Лакшми вместе с Вишну, возлежащим на космическом змее Ананте или сидящей на своем «ездовом животном» (вахане) Гаруде; отдельно она изображается сидящей или стоящей в цветке лотоса. Находясь рядом с Вишну, она обычно имеет две руки, и тогда держит лотос и кокос, или лотосы в обеих руках. При этом она стоит или сидит на левом бедре Вишну, или сидит на змее Ананте, или на орле. 

Обычно Лакшми, одетая в золото, стоит или сидит на лотосе. Бывает, что ее изображают со слонами, которые по пояс погружены в воду и поливают ее водой.

Если Лакшми имеет две руки, то держит раковину и лотос. С двух сторон ее сопровождают Видьядхары, а также Раджашри, Сваргалакшми, Брахми, Лакшми, Джайялакшми. 

Если она имеет четыре руки, то богиня держит в обеих верхних руках по лотосу, а из ее нижних ладоней сыплются золотые монеты, или одна из рук находится в благословляющем положении. 

Когда ей поклоняются в храме (отдельные храмы для Лакшми довольно редки), то там она изображается сидящей на лотосе-троне с четырьмя руками, держащими падму (лотос), шанкху (раковину), амрит-кайлаш (сосуд с нектаром бессмертия) и плоды бильвы. Иногда вместо бильвы она держит махалунгу (лимон). 

Что скрывается за ее в высшей, степени символическим изображением? Если Лакшми изображается темной по цвету (цвета грозовой тучи), это указывает на то, что она супруга Вишну, темноликого Бога. Если она изображается золотисто-желтой, это означает, что она источник всякого богатства. Если она белого цвета, то это обозначает чистейшую форму пракрити (природы) – саттву. Розовый цвет, который наиболее общепринят, отражает ее сострадание ко всем существам, поскольку она – Мать всего сущего. 

Ее четыре руки указывают, на ее способность даровать четыре пурушартхи (основные цели человеческой жизни): дхарму (праведность, основанную на соблюдение религиозных и социальных принципов), артху (процветание, достигнутое в результате реализации своего таланта), каму (наслаждения, не нарушающие гармонию человека с законами вселенной) и мокшу (духовное освобождение). 

Если Лакшми имеет восемь рук, то несет в них лук, жезл, стрелу, лотос, чакру (диск), раковину, деревянный пестик, стрекало.

Лотосы раскрытые и полураскрытые, символизируют миры и существ на различных стадиях эволюции сознания. Плоды в ее руках – это плоды нашего труда. Как много бы, мы ни трудились, до тех пор, пока Лакшми не будет достаточно милостивой, чтобы даровать нам плоды наших трудов, все будет бесполезно. 

Если плод, находящийся в руках богини, это кокосовый орех, состоящий из скорлупы, сердцевины и сока, то это означает, что богиня является источником трех уровней творения – грубого, тонкого и причинного миров. 

Если этот плод – гранат или цитрон, то это означает, что она превосходит все разнообразные миры, находящиеся под ее контролем. Если это плод бильвы (вид дикой яблони), – который, между прочим, не очень приятен на вкус, однако очень полезен для здоровья, – то это означает Освобождение (мокшу), высший плод духовной жизни – реализацию. 

Амрит-кайлаш означает, что Лакшми способна даровать бессмертие. 

Иногда рядом с богиней можно увидеть сову. Одна из самых распространенных версий о ее значении говорит о том, что сова, бодрствующая ночью, ревностно охраняет сокровища Лакшми. 


3717

Возврат к списку

Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Шринандини Shrinandini108
sadhuloka@gmail.com

Yandex.Metrica