Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения
Введите слово с картинки*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2020 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
4 Августа
Вторник
2020 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Йога-Васиштха (Книга 1)
Йога-Васиштха (Книга 1)

От переводчика на русский язык
Благословление
Предисловие к английскому изданию
Риши Васиштха
Васиштха в ведической традиции
Воплощение Васиштхи


От переводчика на русский язык

Благословление

Предисловие к английскому изданию

Риши Васиштха

Васиштха в ведической традиции

Воплощение Васиштхи

Васиштха и его супруга Арундхати

Учитель десяти тысяч учеников

Риши Васиштха и царь Вишвамитра

Духовное наследие риши Васиштхи

Заключение

Молитва

Глава I О разочаровании

Глава II Об искателе

2.1. История Шуки 

2.2. Стремление

Глава III О Создании

3.1. История об Акасайе

3.2. История о Лиле

3.3. История о Каркати

3.4. История о сыновьях

3.5. История о Ахлае

3.6. История о Великом Лесе

3.7. История о трех принцах, которых не было

3.8. История о Лаване 

Глава IV О Существовании 

4.1. История о Шукре

4.2. История о Даме, Вьяле и Кате

4.3. История о Бхиме, Бхасе и Дридхе

4.4. История о Дасуре

4.5. Песнь Качи

Глава V Об Окончании

5.1. История о короле Джанаке

5.2. История о Пунье и Паване

5.3. История о Бали

5.4. История о Прахладе

5.5. История о Гадхе

5.6. История об Уддалаке

5.7. История о Сурагхе

5.8. Повесть о Бхасе и Виласе

5.9. История о Витахавье

Об Учении Лайя-йоги

Основа, Путь и Плод

Факультеты Лайя-йоги

ЙОГА ВАСИШТХА

Книга I

От переводчика на русский язык

To Swami Atmananda Saraswati of Indore, With love & Om. Свами Атмананде Сарасвати посвящается.

Йога Васиштха – изумительная книга. Изучение этого творения несомненно может помочь внимательному читателю в достижении высшего знания, самореализации. Изложенное учение близко по духу адвайте и кашмирскому шаивизму. Оно считается одним из основных текстов индийской философии, раскрывающим учение с интуитивной точки зрения. Книга объясняет принципы учения и иллюстрирует их огромным количеством историй, сказок и парабол. Она предназначена для духовно продвинутых искателей, но и другие тоже несомненно найдут в этой книге пищу для размышлений. Книга представляет собой сборник диалогов между огромным количеством мудрецов, собравшихся при королевском дворце, чтобы передать высочайшее знание принцу Раме. Рама задает вопросы, на которые отвечает мудрец Васиштха. Учение Васиштхи касается всех вопросов, связанных с внутренним знанием собственной природы, а также циклов создания, поддержания и разрушения мира. Кратко, учение состоит в том, что все является проявлением бесконечного Сознания, включая материальный мир, т.е. мир такой, каким вы его видите. На русский язык книга переведена с английского перевода санскритского оригинала. Английский вариант, с которого сделан местами вольный авторский перевод, принадлежит Свами Венкатесананде. Владеющие языками могут обратиться к английскому варианту, по которому сделан перевод, называющемуся Vasistha’s Yoga by Swami Venkatesananda, State University of New York Press, 1993. Я надеюсь, что читатель тоже сможет полюбить эту книгу и проникнуться ее мудростью и красотой. Анаами Баба

Благословление

«Йога Васиштха» – уникальное творение индийской философии, глубоко уважаемое за свой практический мистицизм. Изучение этого великолепного источника, несомненно, поможет достичь осознания Божественного. Для искателей прекраснейшего «Йога Васиштха» подобна нектару. Это – хранилище мудрости. Путь, показанный в этой книге, – для духовно развитого искателя, почти достигшего состояния Сиддха. «Йога Васиштха» иллюстрирует вечную Мудрость множеством историй и объяснений. Не только философы, но и современные психологи, ученые, несомненно, найдут в ней что-нибудь связанное со своими собственными открытиями. Большинство текстов писаний были переданы Богом своим последователям, но «Йога Васиштха» была рассказана самому Господу Богу. Это учение мудреца Васиштхи, обращенное к Богу Раме. Оно содержит истинное понимание того, как создаются миры. Философия «Йога Васиштхи» сходна с Кашмирским шиваизмом. Учение состоит в том, что все является Сознанием, включая материальный мир, тот, который мы видим. Это абсолютно верно. Мир есть не что иное, как игра Сознания. Переводя эту монументальную работу, Свами Венкатесананда приложил все усилия, чтобы сделать эту философию понятной для обычного человека. Это огромная услуга всем искателям Истины. Свамиджи – чистейший человек знания и потому достоин перевода этой работы о Высшей йоге. Да принесет эта книга своим читателям истинное Знание. 

Свами Муктананд

Предисловие к английскому изданию

Эта книга, «Йога Васиштха», является переводом на английский язык известного ведантического санскритского трактата, сделанным Свами Венкатесанандой из Divine Life Society, который находится в г. Ришикеш, Индия. Свами расположил строфы этой книги таким образом, что получились четки для размышлений на каждый день. «Йога Васиштха» в течение нескольких веков была любимой книгой духовных искателей в Индии. Особая притягательность этого текста заключается в продуманно-рациональном подходе и в преподнесении Веданты как философии, которая отважилась, как «Бхагават Гита», объединить святое и земное, действие и размышление в человеческой жизни, сделав это доступно и возвышенно. Подчеркивая важность здравомыслия, «Йога Васиштха» утверждает: «Даже замечание ребенка должно быть принято, если оно благоразумно, но замечание даже самого Брахмы должно быть отброшено, как пучок соломы, если в нем нет здравого смысла». Философия всеобъемлющей духовности, рациональной и практической, состоит в том, что современный человек должен спасти себя от застоя обычной жизни и встать на путь созидательной и полной жизни. Свами Венкатесанада, работающий безустанно много лет для распространения жизнеутверждающей идеи Йоги и Веданты на Западе и Востоке, оказал огромную услугу духовным искателям из разных стран, переведя «Йога Васиштху» и две другие великие книги. 

Свами Ранганатананда

Риши Васиштха

– непревзойденный отшельник, Учитель Рамы и других мудрецов. Васиштха – разрушитель гнева и желаний, непостижимый и бессмертный мудрец. Васиштха – великий Мастер, передавший бесчисленные знания. В почтенном благоговении, я кланяюсь Ему и у Его стоп нахожу высшее Знание. 

Риши Вишвамитра

 Вступление

Риши Васиштха почитается в нашей традиции как величайший Святой. Васиштха буквально означает «самый богатый», имеется в виду богатый знаниями. И это действительно так. Васиштха считается автором нескольких гимнов Ригведы, а также многих других священных текстов. В традиции Монастыря Академии-йоги «Собрание тайн» риши Васиштха является одним из основателей Учения Лайя-йоги. Считается, что одним из источников Лайя-йоги является древняя традиция риши, сиддхов и натхов, берущая начало от самого Исконного Бытия – Парабрахмана, бога Брахмы, Вишну и Шивы, которые передали это Знание Вайвасвата Ману и семи Святым мудрецам 12 – риши, среди которых был Святой Васиштха. Считается, что эти Великие Риши, услышав просьбу богов, открыть такое Учение, которое было бы невидимо, не высказываемо в словах, не опиралось на методы, не опиралось на форму, не было заключено в мысли и незаметно другим. Учение, которое не требовало бы икон, храмов и ритуалов, упражнений, мантр, чтения сутр или философии, и которое никак нельзя было бы обнаружить в поведении, ограничить мыслями или определить словами, призвали в свое сердце Махадэву в форме Саморожденного Света и силой медитации из этого Света создали в своем мире Космическую Сферу, ослепительно сияющую золотым светом. Создав Космическую Сферу, они отправили ее в мир Святого правителя Брахма-локи. Космическая Сфера, спускаясь в мир Брахма-локи, превратилась в светящееся радужным светом Махабинду, которое содержало бесконечное множество недвойственных Учений за пределами слов, метода и медитации. И далее от богов Учения пришли в Мир Людей. Таким образом, Брахмариши Васиштха стоит у истоков Учения Лайя-йоги

Васиштха в ведической традиции

В ведической традиции Васиштха служит идеалом брахмана, т.к. он всегда соблюдает строжайшую приверженность исполнению долга и обрядов, предписанных священными писаниями; он и его потомки, составлявшие могущественный род Васиштхов, считались домашними жрецами царей Солнечной династии. В одном из сказаний «Махабхараты» рассказывается, как Васиштха стал домашним жрецом солнечной династии: «Мы слышали, что когда Самварана, сын Ракши, правил землею, для подданных наступили великие бедствия. И тогда от всякого рода бедствий разрушилось царство, пораженное голодом и смертью, засухой и болезнями. А войска врагов разбивали потомков Бхараты. И, приводя в сотрясение землю своими силами, состоящими из четырех родов войск, царь панчалов быстро прошел через всю страну, покоряя ее. И с десятью армиями он победил в битве того. Тогда царь Самварана вместе с супругой, советниками, сыновьями и родственниками бежал в великом страхе. И стал жить у великой реки Синдху в роще, расположенной близ горы и омываемой рекою. Так потомки Бхараты жили долгое время, расположившись в крепости. И когда они прожили там целую тысячу лет, потомков Бхараты посетил великий мудрец Васиштха. И когда он прожил там восьмой год, сам царь обратился к нему: «Будь нашим домашним жрецом, ибо мы стремимся царства». И Васиштха дал свое согласие потомкам Бхараты. Далее нам известно, что он назначил потомка Пуру царем-самодержцем над всеми кшатриями по всей земле. С помощью этого мудреца, который так хорошо умел обуздывать свои чувства, цари Солнечной династии обрели владычество над всей землей и взяли мир под свою защиту. Впоследствии Васиштха был Гуру самого Бога Рамы, сына знаменитого царя Дашаратхи, представителя Солнечной династии. В те времена все правители имели духовных наставников типа Васиштхи и не делали без их благословения ни одного серьезного шага ни в управлении государством, ни в личной жизни. От этого их царства всегда процветали. И именно Васиштха стал тем выдающимся учителем, который давал наставления Раме в Йога Bасиштхе, благодаря которым весь мир смог получить Святой даршан от этой беседы. Мудрый Васиштха, которому было ведомо и прошлое и будущее, знал, что разыгрываемая сцена Рамой является актом Вселенской Дхармы. Но, несмотря на это, он сам играл отведенную ему роль в этом божественном спектакле. Васиштха – знаток вед и шастр, оказывал сильное влияние на царскую династию. Благодаря его мудрости правители Солнечной династии могли править в соответствии с Дхармой. Именно Васиштха короновал Раму на трон. Когда он увидел сияющий великолепием лик Рамы, волна чувства преданности захлестнула сердце великого мудреца. Его охватил безграничный восторг при виде божественного света, исходящего от лика Рамы. «Сегодня я достиг цели, к которой шел столь долгим путем», – думал Васиштха и, сосредоточившись на этой высшей радости, погрузился в невыразимое блаженство. Однажды Васиштха признался Раме, что он решительно отказывался от должности наставника династии, когда ему предлагали это предки Рамы, но явился сам Брах­ма-творец и сказал: «Сын мой! Ты не знаешь, что таит в себе грядущее. Прими на себя эти обязанности без колебаний. В последующие годы ты обретешь нечто великое, ибо Парабрахман воплотится в Солнечной династии». Услышав это, Васиштха склонил голову в знак согласия и стал семейным наставником Солнечной династии. 

Воплощение Васиштхи

Васиштха является одним из семи сыновей рожденных разумом Брахмы, и согласно легенде, однажды Брахма, взглянув на свои творения, увидел, что человеческие души окутаны мраком невежества и влачат жалкое существование, истощая себя напряженным трудом, они умирают в надежде, что смерть принесет им отдых и избавление от земных забот. Но, увы, этого не происходит: снова и снова они вовлекаются в непрерывный цикл бесконечных перерождений. Глядя на это, Брахма решил: «Я отправлю к ним моего любимого и мудрого сына Васиштху. И пусть он поможет этим несчастным душам». Тут же возник Васиштха, сияющий как полуденное солнце. Почтительно склонив голову пред Брахмой, он спросил: – Чем я могу быть полезен тебе, о Творец Вселенной? – Мой дорогой сын, – сказал Брахма, – я посылаю тебя к людям в образе человека, который должен открыть им путь к свободе и просветлению, чтобы их беспомощные души избавились от гнета земных перевоплощений. – Но весь видимый мир, включая меня самого, – отозвался Васиштха, – является частью божественной игры. В нем все возникает и разрушается под действием высшей силы – маха майи. Представления о рабстве и свободе иллюзорны и бессмысленны. Как может вечная душа быть ограниченной или несчастной? Брахма знал, что чистая душа Васиштхи не осквернена влиянием несовершенного материального мира, и потому ему чужда двойственность рабства и свободы, удовольствия и боли, горя и счастья. В нем жила совершенная душа, постоянно созерцающая духовную природу абсолютной Истины и счастливое единство всех душ. И Брахма решил изменить всезнание своего сына таким образом, чтобы тот смог понять состояние обычного человеческого сознания и помочь людям преодолеть боль и страдание. Воодушевленный этой идеей, Брахма изрек: «Утрать свое всезнание, сын мой». И внезапно Васиштха забыл, кто он. Он даже не признал своего отца и спросил его: – Скажите мне, кто я? – Ты – Васиштха, мой сын, – ответил Брахма. – Тогда, кто же вы, мой господин? – Я – Брахма, твой отец, Создатель Вселенной. – О горе мне! – воскликнул Васиштха. – Вы говорите, что я ваш сын, – но я в этом не уверен. Я чувствую, что мы с вами словно чужды друг другу. Я человек, лишенный ваших способностей и качеств. Помогите мне, отче, спасите меня! Направьте меня и разъясните мою цель. И Брахма объяснил ему, как постепенно, шаг за ша­гом Майя обволакивает сознание, заставляя его потерять свою память. Постепенно Васиштха понял это состояние и Брахма ему вернул снова память о Высшем «Я». Васиштха смиренно поклонился отцу и спросил: – Чем я могу служить тебе? – Иди на Землю, любимый мой Васиштха, и научи своих собратьев распознавать истинный путь и следовать ему. Вот так человечество было благословлено присутствием Васиштхи. Согласно священным писаниям, этот мудрец жил среди людей очень долго и успел познакомить их почти со всеми духовными науками. Даже сейчас он приходит на помощь к тем, кто искренне взывает к нему и дарует Божественное знание. Так сам Васиштха описывает свое происхождение в «Йога Васиштхе»: «Рама, вездесущее сознание, или космическое существо, сияет вечно во всех существах. Когда в этом космическом существе возникает вибрация, рождается бог Вишну, так же как волна возникает на поверхности океана при волнении. От этого Вишну рождается Создатель Брахма и начинает создавать во Вселенной бесконечное разнообразие живых и неживых, разумных и неразумных существ. И создается Вселенная, которая как будто никогда и не разрушалась. Создатель видел, что все живые существа во Вселенной страдали от болезней и смерти, боли и страданий. В его сердце возникло сочувствие, и он искал путь, который мог бы увести живые существа от этого. Поэтому он установил на земле святыни и благородные качества – аскетизм, милосердие, правдивость и добродетельность. Но этого было мало, все это давало только временное облегчение от страданий для людей, а не окончательное спасение. Раздумывая над этим, Создатель создал меня. Он приблизил меня к себе и набросил завесу непонимания на мое сердце. Сразу же я забыл о том, кто я и какова моя сущность. Я молил Создателя Брахму, собственного отца, показать мне путь из этих страданий. Потонув в страданиях, я не мог и не хотел ничего делать, и был ленивым и бездействующим. В ответ на мои мольбы, мой отец открыл мне истинное знание, которое мгновенно убрало завесу непонимания, которую он сам на меня набросил. Создатель сказал мне: «Мой сын, я спрятал знание, а потом открыл его тебе, чтобы ты мог ощутить его величие, потому что только тогда ты сможешь понять страдания невежественных существ и помочь им». Вооруженный этим знанием, o, Рама, я нахожусь здесь и буду здесь до конца этого создания. В каждую эпоху Создатель желает и создает несколько мудрецов и меня – для духовного Просветления всех». В другие циклы творения он воплощался по-другому. Далее в «Йога Васиштхе» говорится о том, как Васиштха повстречался с мудрым вороном Бхушундой, и Бхушунда поведал Васиштхе о его воплощениях. Вот что об этом говорит ворон Бхушунда, знаменитый долгожитель, переживший несколько циклов творения мира: «В разные времена вселенные создавались разными богами – иногда это был Вишну, считающийся защитником, иногда Брахма, и в другое время это был Шива. Конечно, я помню мудрецов как ты, богинь, демонов, королей недавнего и давнего прошлого. О, мудрец, уже в восьмой раз ты рождаешься как мудрец Васиштха, и в восьмой раз мы с тобой встречаемся. Однажды ты был рожден воздухом, однажды – ветром, водой, горой и огнем. Все, случившееся в этом цикле, точно также случилось в трех предыдущих циклах. Но я помню события десяти таких циклов. В каждом цикле были мудрецы, провозглашавшие Истину и открывающими Веды. Снова и снова создавались священные писания». 

Возврат к списку

Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Трайлокьядеви +38 097-415-1900, sadhuloka@gmail.com

Yandex.Metrica