Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения
Введите слово с картинки*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2021 ГОД – ГОД ПРОПОВЕДИ ДХАРМЫ
27 Ноября
Суббота
2021 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца

Раздел Мудрости

1. Грубая концентрация (стхула-дхарана), концентрация на точку (Источник: «Дхарма вичара 1»)
2. Тонкая концентрация (сукшма-дхарана) концентрация на Ом (Источник: «Дхарма вичара 1»)
3. Наблюдение за телом (Источник: «Дхарма вичара 1»)
4. Базовая практика ходьбы (чанкраманам) (Источник: «Дхарма вичара 1»)
5. Ходьба с мантрой «ОМ» (Источник: «Дхарма вичара 1»)
6. Практика укоренения (Источник: «Дхарма вичара 1»)
7. Четыре основы внимательности
8. Аналитическая медитация на Пустоту «Я» и Пустоту тела (Источник: «Дхарма вичара 2»)
9. Медитация Махашанти. Базовые крийи перед выполнением медитации (только для учеников 1-го курса)
10. Дхарани безупречного самадхи. Пять драгоценных средств порождения безупречного самадхи (только для учеников 1-го курса)
11. Аналитические медитации «Четыре осознанности». (Источник: «Четыре осознанности»)
Тема 1. Непостоянство мира сансары.
Тема 2. Страдания существ в сансаре.
Тема 3. Закон кармы и реинкарнация.
Тема 4. Уникальность драгоценного человеческого рождения.

Стхула дхарана (грубая концентрация)

Поза пяти качеств

1. Ноги скрещены.

2. Руки опущены и лежат одна поверх другой, ладонями вверх, правая поверх левой.

3. Спина прямая, не жесткая, живот втянут, подбородок слегка подобран.

4. Голова слегка наклонена вперед, чтобы выпрямить шею.

5. Глаза открыты, но не широко.

Практика

1. Не моргать.

2. Не препятствовать истечению «трех вод»: слюны изо рта, слизи из носа, слез из глаз, т.е. не отвлекаться на это, а позволить им течь, если появились.

3. Концентрироваться так, как если бы мы вдевали нитку в игольное ушко.

4. Удерживать в сознании объект концентрации, не думая о нем, а максимально концентрируясь на самом объекте.

5. Не терять объект концентрации ни на секунду, не думать ни о прошлом, ни о будущем или настоящем.

6. Различать поддержание простого осознания объекта, т.е. когда внимание непрерывно направлено на него, словно прилипло, и активного размышления об объекте концентрации, что неправильно.

7. Не допускать ситуаций, когда мы смотрим на объект концентрации, а ум блуждает.

Размещение ОМ (точки)

Лист бумаги с точкой размещается так, чтобы он был на расстоянии 45 см от лица на уровне носа.

Препятствия и их преодоление

1. Возбужденность: расслабить тело, проверить лицо и живот, не напряжены ли? Сделать медленное потягивание, затем несколько глубоких вдохов-выдохов.

2. Сонливость: усилить сосредоточение.

3. Вялость (когда ум спокоен, но слаб и пассивен): размышлять о радости практики, счастье, блаженстве.

Могут быть переживания – ясность, блаженство, вращение энергии в канале позвоночника, распирание в межбровье, сны становятся более осознанными.

Начинаем с 5-10 минут, каждый день увеличиваем по минуте, пока не дойдем до одного часа. Чтобы дойти до часа, потребуется 55 дней, но если трудно, можно делать постепеннее и выйти на уровень часовой практики за год.

Цель практики: с помощью однонаправленного сосредоточения на объекте концентрации войти в состояние медитации и получить опыт медитативной погруженности (дхьяну).

Тонкая концентрация (сукшма дхарана)

1. Тщательно рассмотрите объект концентрации (символ «Ом» или изображение божества).

2. Закройте глаза и визуализируйте образ прямо перед собой на уровне межбровья. Представляйте его золотистого цвета, пустотным внутри.

3. Если ум возбужден, опустите изображение ниже; если ум вял, сонлив, – поднимите чуть выше.

4. Неотступно удерживайте ум на объекте, замечая отвлечения, потерю из-за расплывания или возбуждения.

5. Сначала созерцайте общие черты, главные части, а затем, когда обретена устойчивость и объект концентрации виден четко в течение длительного времеми, нужно созерцать детали, то есть оттенки цветов, тонкость линий, например, радужное гало вокруг «Ом», лотос, атрибуты и т.д.

6. Не пытайтесь создавать объект с усилием, скорее, без напряжения внимательно пытайтесь рассмотреть его, как если бы он существовал в пространстве.

7. Не манипулируйте объектом, то есть не меняйте его, не трансформируйте. Если же он сам меняется – это не страшно.

Дополнительные наставления

1. После того, как вы несколько раз визуализировали «Ом» или божество, лотос, гало, атрибуты, вы направляете мысленное внимание на визуализируемый объект в целом. Когда вы становитесь способными при этом видеть хотя бы половину его основных частей, то, хотя они и не светятся ясно, надо довольствоваться этим и фиксировать ум на них, то есть прекратить визуализацию и выполнять созерцание.

2. Если не довольствоваться воспринимаемым, не удерживать мысль, а, желая, чтобы объект стал еще яснее, вновь и вновь визуализировать, вспоминать детали, то, хотя объект и становится чуточку яснее, устойчивое сосредоточение ума не только не достигается, но и создаются препятствия к его достижению. Если держать мысль хотя бы на половине деталей объекта, даже если он не вполне ясен, сосредоточение скоро достигается, что затем способствует ясности.

3. Если образ
представляется очень трудно, достаточно удерживать мысль на части объекта – на
тех его частях, которые более ясны. Если они поблекнут, удерживайте ум на всем
объекте. Если меняются цвета, например, при желании созерцать желтое
проявляется красное, путаются формы или величина, например, вместо Ом
появляется Драм, или вместо одного божества появляются два, или путается
величина – объект видится очень малым или огромным, не следуйте за этим, а
поддерживайте основной объект таким, каков он есть.

Наблюдение за телом

«О, лотосоокая, когда ешь или пьешь, смотришь или поешь — знай,
что ты есть. Найди в этом вечное существование».
«Вигьяна Бхайрава Тантра»

Описание техники

Наблюдаем за всеми движениями тела, включая самые незначительные.

Комментарий: мы созерцаем все действия тела, опираясь на ключевые точки в каждом действии. Ключевые точки не следует мысленно проговаривать, мы их просто внимательно отмечаем. Привыкнув к непрерывной внимательности, открываем естественное состояние.

Тело

Созерцайте движения тела, кистей рук, ног, каждое движение. Когда возникают ощущения в теле при медитации, ходьбе, стоя, сидя, лежа, такие как сдавливание, неудобство, онемение, утомление, покалывание и так далее, удерживайте внимание на той части тела, где возникло это чувство, и продолжайте созерцание, отмечая: «сдавливание», «неудобство», «онемение», «утомление», «покалывание» и так далее

Ключевые точки внимательности:

~ утомление;

~ сдавливание;

~ покалывание;

~ неудобство;

~ онемение;

~ поднимаю;

~ вытягиваю ногу;

~ сгибаю;

~ кладу;

~ касаюсь;

~ опираюсь;

~ зуд;

~ трение;

~ убираю руку;

~ боль.

Еда

Отмечайте ключевые точки внимательности каждый раз, когда берете еду, пока не закончите есть. Созерцайте каждую деталь в процессе еды.

Ключевые точки внимательности:

~ смотрю;

~ вижу;

~ накладываю;

~ наклоняюсь;

~ кладу пищу;

~ закрываю рот;

~ касаясь рукой чашки — «касаюсь»;

~ взяв рукой чашку — «беру»;

~ набирая воду в чашку — «набираю»;

~ поднося к губам чашку — «подношу»;

~ насыщаясь — «насыщение»;

~ глотая — «глотаю»;

~ ставя на стол чашку — «ставлю»;

~ поднося ложку ко рту — «подношу»;

~ останавливаясь — «останавливаюсь»;

~ усаживаясь — «сажусь».

Ходьба

Шагать медленно, внимание сосредоточить на движении ступней ног.

Шаги:

~ подъем;

~ движение;

~ опускание;

~ постановка;

~ правая;

~ левая.

Наряду со всеми движениями наблюдается дыхание и любые отвлекающие внешние впечатления.

Нужды тела

Производятся действия умывания или купания с полным осознаванием каждого движения в деталях: одевание, уборка, пользование предметами и так далее. Будьте заняты каждой деталью этих действий в их порядке.

Базовая практика ходьбы

Описание техники

1. Движения словно бусы, нанизанные на единую нить, тело как бы пронизано этой нитью, которая нигде не прерывается.

2. Двигаясь, чувствовать укоренение в ступнях, распахнутость в бедрах, силу в пояснице. Голову держать прямо. Ступать осторожно, «крадучись», стопами «прилипать» к поверхности, словно смыкаясь с землёй.

3. От ступней до бёдер и в поясе – всё ощущается как единая энергия.

4. Центр жизненной силы снизу живота, всегда поддерживается центрированность.

5. Движения: расслабленные, плавные, округлые, упругие, как у кошки, выверенные. Тело всегда сохраняет равновесие, центр тяжести не отклоняется.

6. Сердце в покое, ум расслаблен, дух бдителен, как у тигра, готового к прыжку, чувства пробуждены.

7. Снаружи – безмятежность, внутри – покой, в действиях – сила.

8. Ощущение «лёгкость, как у пуха, основательность, как у горы».

9. Взгляд не цепляется за видимое, расфиксирован.

10. Зубы нижних и верхних челюстей сомкнуты, но без напряжения.

11. Избегать искусственности, всё естественно, расслабленно.

12. Ум направлен на дух, а не на энергию.

13. Грудь всеобъятна, пустотна, мы открыты пространству Вселенной.

Основные отклонения:

~ «гусиное» движение (опущенная голова);

~ зажатость в плечах;

~ напряженные и неподвижные руки;

~ напряженный живот;

~ изогнутая поясница.

Комментарий: в усложненном варианте йогин практикует ходьбу по кругу на тонком бревне, на высоте от земли от 20 см до 1,5 м. Сначала он ходит с открытыми глазами. Затем на глаза надевается повязка. Когда он может свободно передвигаться с повязкой на глазах, ему в руки даются два стакана, наполненных водой. Когда йогин может свободно передвигаться в таком положении, третий стакан ставится на голову. Совершенство в практике достигнуто, когда йогин может свободно пройти семь кругов, не пролив воду.

Ходьба с мантрой ОМ

Мы выполняем базовую практику ходьбы, сосредотачиваясь на шагах, и на каждом шаге повторяем ОМ. Двигаемся плавно, совмещая внимательность, шаги и мантру.

Практика укоренения

Движения мягкие, гармоничные, ступни ложатся на землю полностью, накатываясь от пятки к носку. В момент, когда ступни ложатся на землю, стараемся почувствовать, как будто они ввинчиваются (на уровне энергетического переживания) в землю, и из них выходят корни и уходят глубоко в землю. Практикуя таким образом, мы укореняемся.

Затем, когда мы достаточно укоренились, начинает чувствоваться ответный импульс земли: через стопы входит поток энергии и ощущается как нижняя часть тела (область низа живота, промежности и ног) заполняется энергией, и чувствуется устойчивость, наполненность и укорененность.

4 основы созерцания
базовая практика созерцания-присутствия

Сутра: В начале чихания или в битве

В бесконечном беспокойстве

над пропастью, или в любопытстве,

в начале чувства голода,

или в конце голода – будь

непрерывно сознательна во всех действиях

Возлюбленная, пусть в этом моменте

Будут включены вместе ум,

знания, дыхание и форма.

Виджняна Бхайрава тантра 93, 112

4 основы внимательности (4 основы созерцания) означают, что йогин устанавливает внимательность к ощущениям, переживаемым в теле, в чувствах, в уме, в объектах ума.

1. Созерцание тела в теле (дыхание и касание)

2. Созерцание ощущений или чувств в чувствах

3. Созерцание ума в уме

4. Созерцание идей или объектов ума

1-е основное упражнение

Созерцание дыхания в теле

Созерцается дыхание анапанасати

2-е основное упражнение

Созерцается: мысли, намерения, идеи, образы.

В промежутках между отметками дыхания, когда тело вовлечено в ходьбу или различные виды деятельности – возникают мысли, намерения, идеи, образы воображения.

Когда возникают такие явления, необходимо делать отметку в уме. Отметка делается до полного исчезновения.

После исчезновения отметьте:

Если вы вообразили нечто – «воображение»

Если подумали – «мысль»

Если размышляете – «размышление»

Намерение согнуть тело – «намерение»

Ум отклонился от наблюдения за дыханием – «отклонение»

Идёте или говорите – «иду», «разговор»

Видения света, цвета – «видения»

3-е основное упражнение

Сутра: О лотосоокая, когда ешь или пьёшь,

Смотришь, или поёшь – знай, что ты есть.

Найди в этом вечное существование

Виджняна Бхайрава тантра 93, 112

Созерцание: тело, движение тела, движение кистей рук, ног, каждое движение.

Когда возникают ощущения в теле при медитации на дыхание, сидя, лёжа, такие, как онемение, усталость и т.д., удерживайте внимание на той части тела, где возникло это чувство и продолжайте созерцание, отмечая: «онемение», «усталость».

ЕДА (точки отметки)

Отмечайте эти точки каждый раз, когда берёте еду, пока не закончите есть. Созерцайте каждую деталь в процессе еды.

Смотрю, вижу,

Накладываю,

Наклоняюсь,

Прикосновение

Кладу, глотаю

Закрываю рот,

Убираю руку,

Касаюсь

Жую,

Вкус,

Глотаю,

Прикосновение

ХОДЬБА

Шагать на медленно, внимание на движение ступни ног.

Шаги: поднятие

Движение

Становление

Правая

Левая

Плюс дыхание и отвлекающие факторы.

НУЖДЫ ТЕЛА

Производятся действия умывания или купания с полным осознаванием каждого движения в деталях: одевание, уборка, пользование предметами и т.д.

Будьте заняты каждой деталью этих действий в их порядке.

ТЕЛО (точки отметок)

Утомление

Онемение

Намерение

Поднимаю

Вытягиваю

Сгибаю

Кладу

Касаюсь

Чешусь

Трение

Убираю руку

Боль

Ноет

Давит

Режет

Кашель

Встаю

Жажда

Иду

Левой

Правой

Останавливаюсь

Сажусь

Касаясь рукой чашки – «касаюсь»

Взяв рукой чашку – «беру»

Погружая в воду чашку – «погружаю»

Поднося к губам чашку – «подношу»

Чувствуя голод – «голод»

Глотая – «глотаю»

Ставя на стол чашку – «ставлю»

Поднося руку к телу – «подношу»

Собираясь вернуться – «намерение»

Останавливаясь – «останавливаюсь»

Усаживаясь – «сажусь»

4-е основное упражнение

Сутра: Чувствуй – моя мысль,

моё Я, внутренние органы –

всё это Я

Виджняна Бхайрава тантра 69

Созерцаются объекты ума

Делаются отметки о каждом созерцании умственного процесса.

1. Сознание хозяина «Я» – свидетеля

2. Отметки:

Сомнения

Желания

Предвосхищение

Припоминания

Проверка

Сожаление

Отвращение

3. Сознания входящих посетителей: Глаза, уха, носа, языка

Если в уме нет вторгающихся мыслей и восприятий, возвращайтесь к дыханию

Правила созерцания

1. Если нечего созерцать в теле, чувствах, уме – возвращайтесь к дыханию

2. Строгий курс созерцания начинается с первого мгновения пробуждения до засыпания

3. Вы должны быть постоянно заняты или основными упражнениями (дыханием) или полным вниманием в течение всего дня: стоя, сидя, на ходу, лежа, и в те ночные часы, когда вы не спите.

Не должно быть никакого перерыва.

4. Созерцание днем и, в идеале, ночью.

5. Отметка делается до полного исчезновения.

6. Отметка не произносится словом, мыслью, ни губами, ни в уме. Вы отмечаете не создавая понятий.

7. Не пытайтесь одновременно наблюдать тело и чувства или сознание. Рассматривайте их по отдельности каждое в настоящий момент.

8. Не стремитесь практикой созерцания увидеть некоторые явления или достичь блаженства, просто наблюдайте.

Аналитическая медитация на Пустоту «Я» и Пустоту тела

Эта медитация дает интеллектуальное понимание отсутствия самобытия «я», подготавливая нас к еще более глубоким прозрениям. Если она выполняется усердно, то ведет к прозрению Джняна-йоги.

Первое созерцание: Пустота «я»

Поиск «я»

Для того чтобы обнажить наше цепляние за «я», то есть осознать его несамосущным, чем-то отличным от нашего более глубокого сознания, необходимо понаблюдать за ситуациями, в которых у нас преувеличено чувство «я»: замешательство, испуг, чувства пристыженности или возмущения.

Вспоминая подобные ситуации, мы стараемся проявить ясный образ нашего «я», который осознается нами чем-то целостным и реальным, существующим самим по себе.

Получив представление о своем «я» в таких экстремальных ситуациях, наблюдаем, как оно воспринимается нашим сознанием в обычных ситуациях, например в определенный момент. Хотя в данном случае и нет преувеличенного чувства «я», однако все же оно проявляется как нечто существующее само по себе, независимо от тела и ума.

Выработав образ «я» как нечто действительно существующее, сосредоточиваемся на нем.

Опровержение иллюзии «я»

1. Анализируем, чем является наше «я». 

а) Если «я» есть тело, то нет смысла говорить «мое тело», так как обладатель и обладаемое тождественны. 

Если «я» тождественно телу, то нет перерождения, ибо «я» прекращает свое существование со смертью тела.

Если «я» и тело тождественны, то раз мы способны верить, видеть сны, решать математические головоломки и т.д, следовательно, и наши плоть, кровь и кости могут делать то же самое.

Поскольку это не так, то «я» не тождественно телу.

б) Если «я» — это ум, то нет смысла говорить «мой ум», ибо обладатель и обладаемое тождественны; однако обычно, когда мы сосредоточиваемся на своем уме, то говорим: «Мой ум». Это ясно показывает, что «я» не есть ум.

Если «я» есть ум, а каждый человек имеет много разновидностей ума: шесть видов сознания, концептуальные виды ума и неконцептуальные виды ума, то из этого следует, что у каждого человека имеется столько же и «я». Поскольку это нелепо, мы заключаем, что «я» не есть ум.

в) Так как тело не есть «я» и ум не есть «я», то и совокупность тела и ума не может быть «я». Если совокупность тела и ума - это собрание элементов, которые не есть «я», то как может собрание их само быть «я»? Например, в стаде коров нет ни одной овцы, поэтому стадо само по себе не овечье. Таким же образом, в соединении тела и ума ни тело, ни ум не есть «я», поэтому и их совокупность сама по себе не есть «я». Если вы находите такое утверждение трудным для понимания, длительно размышляйте над этим с умом, настроенным спокойно и положительно, обсуждайте это с более опытными практикующими, и этот пункт станет ясным для вас.

г) Если «я» не является ни телом, ни умом и ни совокупностью тела и ума, то единственная оставшаяся возможность заключается в том, что «я» — это нечто отдельное от тела и ума. Если это так, то мы должны быть способны воспринимать такое «я», которое существует помимо проявлений тела и ума; но если представим, что наши тело и ум исчезли, то не останется ничего, что можно было бы назвать «я». Поэтому следует, что «я» не существует отдельно от тела и ума.

2. Представляем, как растворяются наши тело, ум, мысли, чувства, желания и осознание. Все это превращается в ничто.

3. Обнаруживаем, что не осталось того, что можно было бы назвать как «я», а, значит, эта выявленная бессущностность «я» и есть Пустота, высшая Истина.

Медитация

Выполняем созерцание бессущностности нашего «я», пока ум не проникнется глубоко этой истиной.

Осознавание иллюзорности «я» может привести к переживанию потрясения или, наоборот, радости, словно иссяк источник всех невзгод. Это признаки правильной медитации. Впоследствии созерцание станет более устойчивым и уравновешенным.

Представляем, как ум растворяется в Пустоте, подобной пространству, осознавая полное отсутствие существования «я».

Остаемся в этом созерцании как можно дольше, при необходимости прибегая к бдительности, если ум отвлекается на другой объект или мы утратили значение Пустоты и сосредоточиваемся просто на ничто. Следует вернуться к исследованию объекта созерцания — несуществованию «я».

При выполнении могут возникнуть вопросы: «Если “я” реально не существует, то кто тогда медитирует, анализирует и прочее?»

Хоть мы и выяснили, что «я» реально не существует, однако нельзя сказать, что «я» нет совсем. Оно имеется условно, как обозначение, которое ум приписывает совокупности тела и ума. Когда «я» воспринимается как обозначение, проблем не возникает в отличие от того, когда мы пытаемся выяснить: «А кто это “я”?» На самом деле «я» существует абсолютно, независимо от концептуального обозначения как сверхтонкий слой нашего сознания. Вот почему при анализе и поиске существования «я» мы не смогли отыскать его нигде.

Вывод один: нельзя отыскать никакого «я». Необнаруживаемость «я» есть Пустота «я» и его высшая Природа. «Я» есть просто как обозначение, и есть условная природа «я».

Второе созерцание: Пустота тела

Выполняется тем же способом, каким мы медитируем о Пустоте «я».

Вначале нужно найти объект отрицания. Когда мы думаем: «Мое тело», - нашему уму, естественно, представляется тело, существующее само по себе как одно целое со своими частями или как нечто независимое от них. Такое тело есть объект отрицания, оно не существует.


Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Трайлокьядеви +38 097-415-1900, sadhuloka@gmail.com

Yandex.Metrica