Заявка

Для желающих принять Символ Веры
Ф.И.О*


Город*


Готов приехать в ашрам*
Дата заочного принятия символа веры*


Дата рождения*


Контактный e-mail*


Приехать на семинар монаха*
Защита от автоматического заполнения
Введите слово с картинки*:
 
 
Всемирная Община Санатана Дхармы
Национально-культурное сообщество ведических ариев
Календарь Веда Локи
2024 ГОД – ГОД БХАКТИ-ЙОГИ
5 Мая
Воскресенье
2024 год

00:00:00
Время
по ведическому
летоисчислению
5121 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
Эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
первый день 51 года
великого
Перво-Бога-Творца
Восемь аспектов Лакшми

Восемь аспектов Лакшми

Ашта Лакшми

Ашта Лакшми (санскрит: освещенный, «восемь Лакшми»), группа из восьми проявлений Богини Лакшми, которые управляют восемью источниками богатства: процветание, хорошее здоровье, знание, силу, потомство и власть.

В молитве «Шри Ашта Лакшми Стотрам» перечислены все Ашта Лакшми.

Ади Лакшми

Ади Лакшми или Маха Лакшми («Первая/ Первобытная Лакшми» или «Великая Лакшми») – высшая богиня мать, и поэтому она также известна как Ади Шакти, и она существовала прежде, чем появилось все остальное. Она запредельна описанию и пониманию. Она – утроба, которая содержит всю жизнь. Ади Лакшми – это попытка человеческого ума придать форму бесформенному, которое обычно называется Брахманом, то есть, Высшим Существом (Абсолютом). Она непостижима и запредельна человеческому уму.

Она изображается четырехрукой, несущей лотос и белый флаг, две другие руки в абхайя мудре и варада мудре .

Ади Лакшми - это божественный принцип, который помогает ищущему достичь своего источника, духовного богатства.

Есть многочисленные ссылки на Ади Лакшми в Пуранах. Говорится, что три гуны – саттва, раджа и тамас, появились из нее. Саттва (гармония) проявилась как Богиня Сарасвати, Раджа (страсть) как Махалакшми и Tamas (инерция) как Махакали.

В «Брахмананда Пуране» есть дальнейшее развитие понятия вместилища, связанного с Ади Лакшми. Там говорится, что три яйца (символ жизни) появились из нее. Первое яйцо дало начало Вишну и Амбике, второе – Браме и Лакшми и третье – к Шиве и Сарасвати. Ади Лакшми тогда дала Амбику в жены Шиве, Сарасвати Браме и Лакшми Вишну. Мироздание началось с этих трех пар.

«Та, которую славят все добродетельные люди, прекрасная, изящная,

Та, что родилась из океана вместе с луной, Та, что сияет как золото,

Та, которую восхваляют мудрецы, Та, что дарует освобождение,

Та, чья речь сладка, Та, кого прославляют Веды,

Та, что живет в цветке, Та, кого почитают боги,

Та, что является милостивой к людям, Та, кто воплощает мир,

Слава, слава тебе, возлюбленная Мадхусуданы,

Ади-Лакшми, всегда защищай меня.»

«Ашта-Лакшми стотрам»

Дхана Лакшми

Дхана Лакшми – богиня, дарующая богатство. Она изображается в красных одеждах, с шестью руками, в которых держит чакру, шанкху (морскую раковину), кувшин с амритой, лук со стрелой, лотос, показывает абхайя мудру с падающими из нее золотыми монетами.

Вишну как хранитель жизни во Вселенной, в свое время отказывался признать эту силу богатства, пока однажды не полюбил принцессу Падмавати – инкарнацию богини Лакшми. Говорится, что он очень хотел жениться на ней, но у него не было денег заплатить за свадьбу. В конце концов, он обратился к Кувере – богу богатства, чтобы взять в долг, поскольку у него самого не было денег. Будучи йогом, он отрицал силу богатства и относился к ней негативно. Тогда он поклялся Кувере не покидать землю пока полностью не выплатит долг. Но боги испугались, что с таким долгом и процентами за него он вообще не вернется назад и обратились к Дхана Лакшми, чтобы она погасила долг и освободила Вишну. Она погасила долг и освободила Вишну. Считается, что с того дня Вишну, известный как Даридра-Нараяна – обедневший Нараяна, в долгу перед ней.

«Той, что наполнена звуком барабанного боя,

Той, что наполнена пением раковины,

Та, кому поклоняются Веды, Пураны, Итихасы,

Та, кто показывает путь служения Ведам,

Слава, слава тебе, возлюбленная Мадхусуданы,

Дхана-Лакшми, своим воплощением защити меня!»

«Ашта-Лакшми стотрам»

Дханья Лакшми

Дханья Лакшми - богиня сельскохозяйственных богатств. Она изображается восьмирукой, в зеленой одежде, несущей два лотоса, гаду (булаву), рисовый урожай, сахарный тростник, бананы и две руки в абхайя мудре и варада мудре.

Однажды, когда Кришна и Баларама были в своем дворце, они увидели, что Лакшми посетила дом сапожника, а потом вышла и пришла к ним во дворец. Они подумали: «Эта женщина из низшей касты, мы ее примем – опозоримся. Давайте ее не пустим». Кришна перед лицом у нее закрыл дверь. Она постояла и сказала: «Если вы меня не пустите, будете все время бедными». Но они ее не послушали.

Пришло время трапезы, все пошли в трапезную, смотрят – вся еда превратилась в опилки. Через некоторое время они обеднели и начали просить милостыню. Им подавали милостыню едой, но каждый кусочек, который им подавали, превращался в опилки. Тогда Баларама и Кришна поняли, что это сама Дханья Лакшми приходила к ним, они ее не поняли, не приняли, обидели. Поэтому она ушла из их жизни, а самих оставила голодать, тогда они сделали ей подношение и извинились.

Она явилась перед ними, накормила из своих рук и дала им такое наставление: «Поскольку я живу в каждом доме, не делайте различия между кастами, бедными и богатыми, брахманами и сапожниками. Устраните двойственные представления своего ума, основанные на майя-мала (разнообразии)».

«Та, кто избавляет от скверны Кали-юги, самая любимая богиня,

Та, что приняла облик Вед, воплотила священное знание,

Возникшая из молочного океана, принявшая облик счастья,

Пребывающая в мантрах, почитаемая мантрами,

Дарующая удачу, пребывающая в водах,

Окруженная сонмом богов, припавших к Твоим стопам,

Слава, слава Тебе, возлюбленная Мадхусуданы,

Дханья-Лакшми, всегда защищай меня.»

«Ашта-Лакшми стотрам»

Гаджа Лакшми

Гаджа Лакшми – Лакшми со слонами, одно из наиболее значительных проявлений Ашта Лакшми. Она олицетворяет власть, покровительствует животноводству, ведению домашнего хозяйства.

Она изображена четырехрукой, в красных одеждах, несущей два лотоса, две другие руки в абхайя мудре и варада мудре, в окружении двух слонов, которые совершают омовение, поливая ее водой из сосудов.

Это проявление, как и большинство других проявлений Лакшми, отражает процветание, удачу и изобилие. Слон и слониха – это одна из пар диг-гаджей, которые стоят по восьми углам мироздания, поддерживая пространство этого мира, то есть хранители сторон этого мира. Считается, что такие слоны появились, когда Лакшми впервые вышла из причинного океана, а они ее поприветствовали, выполнив абхишеку (омовение). С тех пор омовение (абхишека) – это символ помазания на царство, дарование власти царю или божеству. Считается, что Лакшми любит слонов, поскольку у слонов нет никаких природных врагов в джунглях, и они имеют свободный доступ к еде из-за своей силы. То есть это символ всепроникающей власти и силы.

«Слава, слава тебе, возлюбленная того, кто уничтожает скорбь

Дарующая все награды, состоящая из шастр,

Окруженная слонами, колесницами, конями и всадниками,

В окружении служителей, восхваляемая миром,

Которой служат и поклоняются Хари (Вишну), Хара (Шива), Брахма

Чьи стопы избавляют от страдания,

Слава, слава Тебе, возлюбленная Мадхусуданы,

Гаджа-Лакшми, своим воплощением защищай меня.»

«Ашта-Лакшми стотрам»

Сантана Лакшми

Сантана Лакшми - богиня продолжения рода. Она изображена шестирукой, несущей две калаши (кувшин для воды с листьями манго и кокосовым орехом), меч, щит, ребенка на коленях, одну руку держит в абхайя мудре, а в другой держит ребенка. Ее меч и щит символизируют способность матери даже убить кого-нибудь, чтобы спасти своего ребенка. Ребенок держит лотос.

Богиня почитается как Мать всех одушевленных и неодушевленных предметов, и считается, что сама Вселенная родилась из ее чрева. Таким образом, она символизирует плодородие всеми возможными способами и приняла форму Сантана Лакшми, чтобы обеспечить размножение всех живых существ. Супружеские пары молятся богине Сантане Лакшми не только о том, чтобы наделить их законным наследником для продолжения прославленной родословной, но также и о том, чтобы ребенок был здоровым и свободным от болезней. Богиня также способствует всестороннему благополучию ребенка и помогает формировать его характер.

«Та, что восседает на птице,

Та, что зачаровывает,

Та, с которой любовь рассветает,пребывающая в людях,

Океан добрых качеств, желающая блага миру,

Та, кому поклоняются звуком семи свар,

Та, кому поклоняются боги, асуры, мудрецы,

Люди, припав к ее стопам

Слава, слава тебе, возлюбленная Мадхусуданы

Сантана-Лакшми, ты всегда защищай меня!»

«Ашта-Лакшми стотрам»

Вира/Дхайрья Лакшми

Вира Лакшми или Дхайрья Лакшми - богиня, которая дарует отвагу и силу для преодоления трудностей. Она изображается восьмирукой, в красных одеждах, несущей чакру, шанкх, лук, стрелу, тришул (или меч), священные писания. Две руки сложены в абхайя и варада мудре.

Она олицетворяет собой принцип силы, первородной энергии, называемый Дурга. Никто не может обладать энергией, не имея здорового тела и ума. Эта грань Лакшми важна для счастливого и мирного существования.

Однажды некий маг по имени Бхайро попробовал соблазнить отшельницу по имени Вайшнави. Она перебежала гору и равнину, спряталась в пещере, надеясь, что он прекратит погоню. Но когда он настиг ее, она решила вступить с ним в схватку. Она подняла серп и в битве она его обезглавила. Одержав победу, эта Вайшнави проявилась в гневной форме, которая известна как Вайшно-деви в штате Джамму. С тех пор эту гневную форму богини считают Вира-Лакшми, которая дарует каждому силу побеждать, противостоять, усмирять, одолевать демонов в схватке. Вира-Лакшми изображается с оружием в руках, восседающей на тигре. Она часто похожа на Дургу, но в отличие от Дурги, Вира-Лакшми никогда не принимает кровавых подношений, хотя она и гневное божество. Ездовым животным Вира-Лакшми является тигр или лев.

«Слава тебе, светлотелая, Вайшнави, Бхаргави,

Принявшая облик мантр, состоящая из мантр,

Почитаемая сонмом богов, быстро дарующая награду.

Взращивающая знание, восхваляемая шастрами,

Уничтожающая страх в живом, освобождающая от грехов,

Окруженная добродетельными людьми, (которые) у Твоих стоп,

Слава, слава тебе, возлюбленная Мадхусуданы,

Дхаирья-Лакшми, всегда защищай меня!»

«Ашта-Лакшми стотрам»

Джая/ Виджая Лакшми

Виджая Лакшми или Джая Лакшми - богиня и победительница не только в битвах, но и в преодолении любых препятствий для достижения успеха. Лакшми приняла это воплощение с особой целью вселить надежду и вдохновение в умы преданных, помочь преодолеть препятствия и справиться с любой ситуацией с блеском и решительностью, достичь победы во всех аспектах жизни, включая ментальное и духовное царство.

Она изображается в фиолетовой одежде, восьмирукой, несущей чакру, шанкх, меч, щит, лотос, пашу. Две руки сложены в абхайя и варада мудре.

Давным-давно жил человек по имени Видья Раннар, который поклонялся Богине с большой искренностью и преданностью. Богиня была чрезвычайно довольна его преданностью и предстала перед ним. Чтобы проверить его упорство, она сообщила ему, что независимо от того, сколько он молится, он не сможет преуспеть в жизни, поскольку он родился в неблагоприятное время. Но Видья Раннар не отступил, продолжил свое преданное поклонение и вырвался из оков материалистического мира. Богиня осыпала его изобилием богатств. Однако богатство теперь ничего не значило для него, и он приступил к созданию Королевства в честь Богини. Это королевство стало известно как Империя Виджая Нагара.

«Слава той, кто восседает на лотосе,

Той, кто дарует удачу,

Той, что распространяет знания,

Той, что содержится в музыке,

Той, для ежедневного поклонения которой используется порошок шафрана,

Которым ее украшают, которая воплощена в речи,

Которую почитает золотым дождем великий учитель Шанкара, припав к ее стопам

Слава, слава тебе, возлюбленная Мадхусуданы,

Виджая-Лакшми, всегда защищай меня.»

«Ашта-Лакшми стотрам»

Видья Лакшми

Видья Лакшми – богиня, дарующая мудрость и знание. Она покровительствует в первую очередь тем, кто посвятил себя обучению, тем кто направляет свои помыслы на приобретение знания, на проникновение в мудрость.

Видья-Лакшми одета в желтые или белые одежды. Восемь ее рук держат: дханус (лук), гада (жезл), стрелу, падма (лотос), чакра (колесо), танкха (раковину), деревянный пестик, анкуса (стрекало). Иногда можно встретить изображения и статуи, на которых богиня Видья-Лакшми с шестью руками. Тогда её руки держат: чакра (колесо), танкха (раковину), дханус (лук), амрит-кайлаш (кувшин с амритой), показывают абхья-мудру и варада-мудру.

Видья-Лакшми считается не только богиней обучения знанию, но подобно Сарасвати её рассматривают как богиню обучения искусствам.

Если Сарасвати отвечает за чистое, абстрактное знание нужное для духовного развития, то Видья-Лакшми связана с управлением реальностью и отвечает за практику, за практическое знание необходимое для этого управления. Милость Сарасвати проявляется как проникновение в Божественное, в суть вещей. Милость же Видья-Лакшми проявляется как умение жить в этом мире, как умение управлять материальными энергиями, быть адекватным в работе с ситуациями, событийными рядами, связями, отношениями, материальными Шакти. Видья-Лакшми дарует возможность решать все проблемы материального мира.

«Та, кому поклоняются, владычица богов, богиня Бхараты, Бхаргави,

Та, кто изгоняет все печали, сияющая драгоценностями,

Та, на ком самоцветы, в чьих ушах украшения,

Та, что есть обитель мира, Та, что улыбается,

Та, что дарует пять видов богатства, Та, что изгоняет скверну кали-юги,

Та, чьи руки благословляют исполнение желаний,

Слава, слава Тебе, возлюбленная Мадхусуданы,

Видья-Лакшми, всегда защищай меня!»


«Ашта-Лакшми стотрам»

В некоторых текстах Ашта Лакшми стотрам включены другие формы Лакшми:

Айшвария Лакшми («Лакшми процветания»): Богиня богатства, единственная форма богини Лакшми, которая садится на коня. Обычно она заменяет Видью Лакшми из списка Ашталакшми.

Саубхагья Лакшми («Податель удачи»): Податель процветания в целом.

Раджья Лакшми («Царственная Лакшми»): «Она, которая благословляет правителей (силой).

Вара Лакшми («Благодать Лакшми»): «Богиня, которая дарует блага».

Октаграмма или восьмиконечная звезда Лакшми символизирует Ашталакшми - восемь форм богатства.


8531

Возврат к списку


Контакты "Всемирной Общины Санатана Дхармы":
Шринандини Shrinandini108
sadhuloka@gmail.com

Yandex.Metrica